?

Log in

Забавно, сегодня прочитал об исследовании, проведённом австралийским физиком. Он опросил 150 врачей, диетологов и персональных тренеров, задавая один и тот же вопрос: "Когда кто-то теряет в весе, куда девается жир?" и так же озаглавил статью.

Вот прикольная картинка с ответами:



По убывающей ответы: энергия/тепло, другое, фекалии, становится мышцами, пот/моча, не знаю и CO2(+H2O).
Если честно, 60 % ответов профильных специалистов о том, что жир становится энергией меня пугают. Учитывая, что 1 грамма вещества, превратившегося в энергию достаточно, чтобы уничтожить средних размеров город и убить десятки тысяч людей. В наш образованный век не знать этого (ну как мне, глядя глазам физика) как-то странно, если не сказать дико.

Исходя из знаменитой формулы E = mc2, каждые 1000 ккал = 4.2 МДж соответствуют изменению массы примерно в 0.05 нанограмма — едва ли измеримая величина. 9100 ккал/кг в жире дадут изменение массы в 0.4 нг. А куда тогда деваются все эти килограммы? Давайте посмотрим!

Рассмотрим для примера реакцю окисления пальмитиновой жирной кислоты — наиболее распространённой в природе, во всяких маслах, салах и т.п.
В целом рассуждения для иных жиров особо отличаться не будут, т.к. калорийность у них у всех примрено одинаковая, и при их окислении на каждую одну молекулу кислорода выделяется примерно 0.7 молекулы углекислого газа:

C16H32O2 + 23 O2 -> 16 CO2 + 16 H2O + Q

Открываем таблицу Менделеева, смотрим атомные массы с точностью до целых:

256 а.е.м + 736 а.е.м. = 704 а.е.м. + 288 а.е.м.

Ничего ведь сложного, простая арифметика, так ведь? Делим левую и правую часть на атомную массу молекулы жирной кислоты и умножаем на 1 кг и сразу видна пропорция:

1 кг + 2.9 кг = 2.8 кг + 1.1 кг

И так, чтобы окислить 1 кг жира нужно (окгругляя до десятых) вдохнуть 2.9 кг кислорода и выдохнуть 2.8 кг углекислого газа и 1.1 кг воды. Плотность кислорода при нормальных условиях 1.33 г/л, так что для окисления 1 кг жирных кислот нужно 2180 литров кислорода при 20°С и нормальном давлении или примерно в пять раз больше воздуха. И ещё одно тайное знание, каждый литр кислорода в среднем позволяет окислить 5 ккал (4.74 ккал из жиров и 5.05 ккал из углеводов).

Вот такие дела, метаболизированную масу жира мы в основном выдыхаем, это масса уходит через лёгкие. Впрочем, углеводы тоже, можете поупражняться:

(CH2O)n + nO2 -> nCO2 + nH2O + Q

Большую часть продуктов метаболизма мы выдыхаем, но для этого нужно вдохнуть существенную массу кислорода.

Ну и на сладкое вопрос, не заглядывая в поисковик: как вы думаете, откуда растения берут бОльшую часть своей массы?

P.S. И зачем вообще нужно химию в школе преподавать, да же?

Паспорт

Череда удач и успехов, как следствие рационального продуктивного поведения, закончилась на тупейшей стирке заграничного паспорта в кармане шорт. Обнаружил беду за неделю до очень важной поездки в Америку. Защитный кармашек на молнии оказался не водонепроницаемым и паспорт теперь выглядит так, как-будто его вытащили из жопы. Пластиковая страница вроде ничего, да и штампы особо не растеклись, но неизвестно, читается ли теперь чип. Нашлась и на старуху проруха в общем.

Это вообще моё единственное официальное удостверение личности в Австралии, потому он и оказался в кармане повседневной одежды. Ехать с таким паспортом это всё равно, что играть в русскую рулетку, может быть поведут бровью, отругают или даже посмеются и пропустят, особенно учитывая мою длинную и безупречную историю поездок и в США и вообще; а может авиакомпания или австралийские пограничники ещё на выезде из страны завернут со всеми вытекающими. Пока что ничего обнадёживающего местная консул мне не сказала, после обеда буду связываться к генконсульством.

Неадекватный прохожий

Ехал во вторник поздно вечером с йоги. Уже было поздно, я умотался за день, погода была мокрая и прохладно-дождливая и поэтому решил не тащиться 45 км своим ходоми и ехал на станцию на один из последних поездов. Еду в общем такой неспеша по почти пустой дороге, вдоль пустынных уже улиц и тут смотрю, с противоположной мне стороны дорогие переходит дорогу какой-то мужик. Лет 30-35, шорты-майка, бородатый вроде. И тут я смотрю, он по какой-то странной траектории переходит дорогу, явно направляясь ко мне. И вот он уже ускоряется, увидев, что я обратил на него внимание. Я сделал единственное адекватное действие в этой ситуации, налёг на педали. И он за мной погнался, пипец какой-то! :) Ощущение было как-будто за тобой внезапно погналась собака, решишвшая по своей собачьей глупости, что ты виноват во всём. Он чота даже орал в след, но я не расслышал через плеер. Причём потом меня нагнала машина, ехавшая сзади и девушка спросила что это происходило, почему мужик за мной гнался и не вызвать ли полицию. Понятия не имею, что это было. Может быть ему понравился мой самособранный велик и он хотел спросить, где я покупал детали, не знаю. Как любят говорить разные мутные долбоёбы — потомки каторжников, что с них взять :)


30 ноября, в позапрошлое воскресенье был мой последний пятый и, пожалуй, главный велосипедный старт этой весны — разделка на 43 км. Сразу ещё раз объясню для тех, кто не понимает этимологии слово «разделочник» или «разделочный велосипед» — это велосипед для гонок с раздельным стартом. Участников запускают на дистанцию с определённым интервалом, например, 1 минута. А на дистанции существует правило, запрещающее драфтинг. Если обгоняешь, то обгоняй, не усаживаясь на колесо. Если обогнали, ты сразу обязан отстать на 15 метров, опять же не усаживаясь на колесо обогнавшего. В этом ключевая разница разделок и групповых дорожных гонок.

Ночевал я на месте, вечером перед гонкой проехал разогревочные 42 км, захватив четвертинку основной трассы с первым/последним холмом. Попробовал рампу, с которой осуществляется старт, в этом году она была чуть-чуть чрезмерно излишне крутой, не знаю чо они себе думали, когда её строили. А рано утром приехал на старт. В индивидуальном зачёте (ещё были командные на 2 и 4 человека) на старт вышло 37 человек и у меня был 133 номер. Что означало старт в 7:33 утра - первый гонщик уехал на дистанцию в 7:00 и последующих отпускали с интервалом в 1 минуту, расставив по ожидаемому времени. Самые медленные в начале, самые быстрые в конце. Секунд за 30 до старта садишься на свой вел, ассистент держит вел сзади за седло, зажав заднее колесо между ног, а стартёрша начинает обратный отсчёт до старта. 5-4-3-2-1 и ровно в 7:33 начинается мой персональный экшен.



Про гонку сказать особо нечего, трасса уже знакомая, я ехал по ней уже 4-й раз: 2 раза тренировался и 1 раз соревновался. На старте чуток занервничал на адреналине, но ничего серьёзного. Я ожидал более высокой средней скорости, но до сих пор не сподобился справиться со своими лишними килограммами, а на трассе с набором высоты в почти 500 метров на 43 км, 5-6 кг лишних жировых запасов легко снижают скорость с ожидаемых 38.5 км/ч до 36 км/ч. Так что похудение в моём списке дел так и болтается без галочки. Во всём остальном я подготовился хорошо: подготовил вел, приклеил новые гоночные трубки (очень мягкие с невероятными 320 tpi - 320 ниточек на дюйм), подобрал подходящее давление в них для грубого шершавого асфальта трассы, ну и в целом был морально-готов выкладываться 43 км на все деньги, на пределе своих физических возможностей.



По ходу гонки я ел. Много, перед стартом я выпил энергетический напиток и высосал энергетический гель и ещё 3 геля были прикручены на раму. Не то что на 43 км не хватит внутренних запасов углеводов, питание на такой короткой гонке больше для того, чтобы обмануть мозг, который пытается всеми путями сохранить запасы гликогена и заставить тебя снизить интенсивность работы. Как говорят, достаточно даже не глотать, а просто пожулькать немного углеводов во рту, но проглотить гель раз в 20-25 минут меня не напрягает. В этот раз было жарковато, даже в 8 утра - солнечно и +25, так что за 5 км до финиша я обнаружил, что воды в моей аэробутылке-торпеде уже нет и доезжал с сушняком :) Выдул все 700 мл с горкой. В прошлом году было прохладнее (20 градусов и пасмурно) и я даже 0.5 литра не допил, правда гели были тогда жидкие с водой и их надо меньше запивать.



К концу первого часа, за который я проехал ровно 36 км начала недвусмысленно намекать на судороги правая нога, так что последние 7 км я ехал, балансируя между мощностью и риском встать вообще, даже пульс слегка просел из-за этого. Впрочем, средняя мощность была такая же, как и в среднем по дистанции, а нормализованная даже заметно выше. Но на мощный финишный рывок запала к сожалению не хватило :) Проблема в том, что после последней гонки у меня сильно недобирала по мощности и эффективности педалирования левая нога, так что нагрузка на правую приходилась заметно повышенная (45 на 55) и в итоге она чуток перебрала. Кстати, спустя неделю с небольшим ситуация выровнялась. Возможно, была какая-то микротравма или небольшое нарушение координации на нервной почве :)

Средний пульс на 72 минутах — 175 ударов в минуту при максимуме 195; средняя мощность 217 Вт, нормализованная (эквивалентная мощность равномерного усилия) — 249 Вт или 3.5 Вт/кг. В общем-то выложился на полную, на большее я сейчас не способен и через это крайне удовлетворён результатом!

Максимальная скорость на дистанции почти 70 км/ч, медленнее, чем в прошлом году, тогда на последнем перед финишем крутом спуске было 76 и я даже знаю почему. После нескольких падений, случившихся за минувший год я стал слегка трусить, поэтому на спуске не вложился со всей дури в педали а дал велику разгоняться самостоятельно. А, ну и кроме того, несмотря на предупреждающие знаки и курсирующую по трассе полицию в это воскресеное утро на сельской дороге было необычно много машин и далеко не все из водителей и пассажиров вели себя вежливо и осторожно. Меня даже какой-то козёл умудрился обругать (я не понял за что) из окна проезжавшего такси. Велосипедистов на трассе десятки, так что наверное так всех и ругал, не выспался видимо :)

В общем зачёте индивидуальной категории я занял 8-е место из 37 участников и даже против команд стоял со своим временем вполне неплохо :) Официальное время 1:10:50, средняя скорость 36 км/ч. По сравнению с прошлым годом улучшил своё время на 2:23 (трек на Страве), что подвинуло меня вверх на 5 строчек финишного протокола. Среди лохов я почти на самом верху, правда чтобы попасть даже в ТОП-5 на этой гонке, мне ещё пахать и пахать. Победитель вообще показал уровень мастера спорта международного класса, выехав из 60 минут и поставив рекорд трассы. Что удивительно он не (совсем) профессиональный велосипедист, а хирург-ортопед. Обогнавший бОрзую элиту-молодёжь :)



А ещё из замечательного — после окончания церемониальной части я познакомился и сфотался с Питером Даттоном, австралийским министром здравоохранения и спорта. Вот так запросто в штатском и даже без охраны. Я подошёл и спросил - А вы правда министр? А он такой — Да, мэйт :)



Фоточка на прощание, перед возвращением обратно к будничной рутине :-)

Техническая подготовка

Начал на днях готовить свой разделочный велосипед к предстоящей гонке с раздельным стартом на 43 км. Установил новый держатель для аэробутылки и велокомпьютера Profile Design. Лучшая штука из всего, что я видел — и пьёшь совершенно не меняя положения на рогатке и велокомпьютер прямо перед глазами с наиболее важными гоночными параметрами: пульс, мощность, скорость, дистанция, время. До этого использовал просто аэробутылку без держателя того же бренда, фиксируя её между аэробарами изолентой или резинками.



Отдраил всю раму, смыл чёрную масляно-дорожную грязь со всей механики и тщательно её промыл и заново смазал.

И ещё начал процесс приклеивания свежих гоночных трубок к аэроколёсам с полным соблюдением технологического цикла. Начиная от отрывания тренировочных, счищения остатков старого клея ацетоном, ошкуривания, грунтования клеем (по виду, консистенции и запаху типа классического "Момента") ободов и тряпичной основы обеих трубок. Колёса грунтуются на два слоя с сушкой каждого слоя в 24 часа, а предварительно загрунтованные трубки садятся,выравниваются и, в конечном счёте, приклеиваются лишь на третий день от начала процесса на последний третий слой клея. И сушатся ещё 24-48 часов до того, как на них можно начинать ездить.

Кроме этого свинтил клапаны и залил в каждую трубку примерно по 40 мл латексного герметика, потом поставил на место, прикрутив небольшой удлинитель клапана (всегда используя тефлоновую ленту для герметизации резьбовых соединений) для переднего колеса с глубоким ободом и, не без удовольствия, разобрался, как пользоваться съёмным удлинителем клапана Mavic, чтобы после накачивания трубки, из обода ничего не торчало, но сердечник клапана был при этом надёжно затянут, находясь внутри обода. Диску удлинитель наоборот не требуется, у него для клапана окошки по бокам, которые после накачивания заклеивается чёрными заплатками.

К чему я про все эти технические подробности, это всё остаётся за кадром. В кадре всегда гламурно, дорого и "статусно" выглядящий велик и рекламно-мотивирующие лозунги типа "Невозможное возможно" и "DNF is not an option" и иная дребедень. Но если важны не только визуальные эффекты, но и чтобы эта техника работала так, как задумано и реализовано совершенно чудесными инженерами, к которым я испытываю профессиональнюу симпатию, за кадром остаются ацетон, вонючий клей и липкие грязные руки, перепачканные клеем, герметиком и масляной чёрной грязью, с пальцем, случайно пораненым о зубья большой звезды. И наличие дорогой экипировки от всего этого не только не освобождает, но и даже обязывает :)

Причём это ровно такая же важная часть подготовки к соревнованиям, как и сами тренировки, хотя техника ради техники конечно же не даст никакой скорости и результатов сама по себе, но это уже экстрим (хотя некоторые и даже многие в него верят). Хорошие быстрые велики подобны ракетам и это правда, они очень быстрые, вот только продаются эти ракеты без моторов ;)

Тест-райд

В субботу и воскресенье прокатился в рамках рекламной акции Test the Best велосипедного бренда Specialized на нескольких интересовавших меня велосипедах.


Велосипед для триатлона Specialized S-Works Shiv:





Выглядит дорого, собран на дорогих компонентах, но показаля довольно неустойчивым, плюс весьма непредсказуемо ведёт себя в порывах ветра. Хорошую скорость (типа той, которую я делаю на своём аналогичном велике Boardman) сделать на нём не получилось, но это, скорее, из-за отсутствия хорошей подгонки под велосипедиста. Проехал несколько отрезков по велодрому 10, 3 и 1 км.

Шоссейник Specialized Roubaix с дисковыми тормозами и электронной трансмиссией Di2.



Классический шоссейник, очень комфортный, выбрав раму по размеру, после минимальной регулировки высоты седла я сразу же нашёл своё удобное положение, электроника работает (почти) безупречно, лёгкий. Диски немного напрягают своей чрезмерной резкостью и вообще, как по мне диски на шоссейнике это стрельба из пушки по вробьям. В остальном вел офигенный, остался очень доволен: накатал на нём 30 км - 20 км по холмистому критериальному кругу и ещё 10 км по велодрому.

Двухподвес Specialized Stumpjumper Evo. Особенности: отсутствие переднего переключателя - впереди одна звезда на 34 зуба и 11-скоростная касета 11-42 сзади. Использование трёхпозиционного подседельного штыря с управлением рычажком на руле (на фото слева).



Накатал на этом велике почти 15 км по лесу со сложностью трассы от средней до продвинутой. Второй аммортизатор заблокировал сразу, я не сторонник пассивной аммортизации и даже вилку при езде по лесу часто увожу в локаут, и включаю только когда она действительно требуется.

Три предустановленные высоты седла, в условиях кросс-кантри это очень круто. Для быстрых спусков по бездорожью его можно убрать как можно ниже, для крутых подъёмов поднимать на высоту оптимального выхода мощности. Ну и промежуточное положение тоже совсем не лишнее. Изобретение просто гениальное.

Концепция использования одной звезды впереди мне тоже очень нравится, вместо рамки стоит пластиковый ограничитель цепи, так что это минимизирует вероятность слетания цеп и делает вел в деле более надёжным. Низких передач хватает даже на самых крутых градиентах, а высокие на кросс-кантри вообще не нужны, 18-22 км/ч это средняя гоночная скорость и диапазон скоростей от нуля до 25 км/ч вполне покрывается системой данного велика.

Даже один раз удалось с него улететь, не разъехавшись с тремя деревьями :)



Всего лишь немного локоть ободрал и руку запачкал, но кадр с экшен камеры получился удачный :)

Обновил свой велик

Впервые в жизни собрал велосипед от состояния голой рамы и отдельных деталей до полностью функционального работающего велика.



Приятное ощущение от завершения довольно сложного дела, вдохнувшего вторую жизнь в мой первый шоссейник, мы с ним ещё покатаемся. Теперь с Ультегрой на 11 скоростей.



Одним из самых мутных дел, отнявших кучу времени было продевание троса заднего переключателя внутри верхней трубы. Так как внутри направляющей нет, то попасть в маленькое отверстие кончиком троса без дополнительных приспособлений практически нереально.

Пришлось задействовать всю свою выдумку, интеллект и мелкую моторику, чтобы с помощью верёвочки, ниточки и куска жёсткой проволоки с крючком, усадить таки непослушный трос куда следовало.

Знал бы, что внутри нет направляющей, я бы просто протянул нитку, когда вытягивал старый трос. Но я об этом как-то не подумал, поэтому пришлось поломать голову потом :)

Теперь у меня 11-скоростная трансмиссия, вместо 9-скоростной и две кассеты на выбор 11-28 и 11-32 (её я поставил первым делом), теперь мне в горы всегда будет хватать низких передач и я теперь довлен. Хватит уже мучиться на куцих 12-26 :) Кому интересно, рама алюминиевая и велик в сборе вместе с педалями весит 9.3 кг.

Велик мне достойно послужил и бОльшая часть моих нынешних велосипедных возможностей прокачана на нём, и пережил он очень многоей прежде, чем механика начала разваливаться. Теперь от оригинала остались лишь фреймсет, руль и седло :)

Колёса с трубками



Итак, граждане триатлеты-велосипедисты элитарии-аматоры-длясебя-безфанатизма, что я имею вам сказать на счёт колёс.

Как счастливый (или ебанутый, кому как угодно) обладатель попки с кулачок трёх колёс — гоночного вилсета и заднего диска — под трубки, приклеиваемые к ободу, я оказался перед дилеммой. В преддверии гонки с раздельным стартом в следующие выходные я озадачился подготовкой байка к большому делу, включая установку отличных свеженьких гоночных трубок взамен того, что соит у меня на велике сейчас.

А сейчас у меня на переднем колесе стоит дешёвая тренировочная трубка Continental Giro приклеенная на двусторонний скотч, а на диске сзади гоночная Continental Competition, доставшаяся мне от прежнего хозяина, на которой он проехал по-крайней мере один Айронмен. Обе уже порядком побитые жизнью, с массой порезов (кое что залатано суперклеем) и вообще на ободе клей явно уже рассохся, приклеивали давно, трубка требует по-крайней мере переклейки. Пара трубок Continental Competition, доставшиеся мне от прежнего хозяина (профессионала Пита Джейкобса), почти сразу после покупки колёс сняты с клея и стоят себе тихонько в углу. Берегу дорогие покрыхи в общем, как могу, хотя и они тоже уже вовсе не пышат свежестью морозного утра.

И такая у меня дилемма, конечно на эту гонку я еду соревноваться, конечно же еду на время и конечно же пора начинать приводить вел в оптимальную гоночную форму, в том числе и касаемо его обувки. У меня есть пара прекрасных новеньких трубок Vittoria Crono Evo CS II, наверное, лучших на свете. И тут, собственно, и возникает дилемма.

Приклеить трубки можно двумя способами: дедовским, кондовым и очень надёжным, т.е. с помощью вонючего ободного цемента/мастики/клея "Мечта токсикомана", в несколько покрытий с промежуточной сушкой слоёв и с общей длительностью технологического процесса около четырёх дней - а ведь надо ещё колёса обкатать. Иной способ, очень быстрый с помощью двустороннего ободного скотча Jantex 76, на который можно весьма надёжно и ровно (при наличии прямых рук не из жопы) усадить трубку на обод буквально за несколько минут.

Либо быстро ставишь и медленно едешь, либо мучительно медленно и кропотливо ставишь и быстро едешь...

Проблема в том, что клей на скотче вполне себе обыкновенный, он не твердеет, как токсикоманская мастика. Соответственно это дополнительные потери, которые уничтожат (ну, или, хотя бы посягнут) на всю прекрасность исключительного по своей малой величине коэффициента сопротивления качению трубок Vittoria. Плюс, возможно будет довольно жарко, клеящий слой скотча рискует размягчиться на жаре ещё больше со всеми вытекающими. Называйте меня абсессивно-компульсивным вело-маниаком-перфекционистом, но ватты у меня не казённые, а ФПМ не резиновый.

Ну так вот, естественно я хочу выжать максимум скорости из всей своей гоночной экипировки, а не только визуальные эффекты. Покрытие дороги там и так неахтецкое, выедает ватты на ура, так что по-крайней мере со стороны колёс не должно быть никаких финтов с излишними потерями энергии. И о чём я подумал — конечно, коли я назвался груздем, придётся заморочиться с ацетоном, многослойным нанесением мастики и несколькими днями ожидания готовности колёс к езде, а липкую ленту Jantex оставить для установки тренировочных трубок, хотя особой нужды теперь трениться на карбоне у меня больше нет, управляться с боковой парусностью аппарата я намонстрячился я вполне уверенно.

Но какой у меня в связи со всем этим возник вопрос. Что делать если прокол? Ну ладно да, если это короткие дистанции - спринт-триатлон, или разделка, особого смысла меняться нет (разве что просто, чтобы доехать до финиша, а не чапать пешком и не ждать эвакуации). Я, лично, принципиально не беру на дистанцию никаких инструментов и запасок и просто схожу, если уж не повезло. 40 км велоэтап олимпийки тоже в общем-то уже не особый вариант. А если речь идёт про дистанции 70.3 или 140.6? Меняться тут уже конечно надо и снова встаёт тот самый вопрос. Если трубки приклеены как следует, следуя всем технологическим рекомендациям, замена трубки в поле представляет собой просто отрывание проколотой трубки (при некотором навыке на этоу ходит ~1 минуты) и натягивание на обод запасной трубки (ещё ~1 минуты) с заблаговременно прикрученным удлинителем клапана в случае глубоких ободов, накачиване колеса из баллончика СО2 и вперёд и с песней. Учитывая, что езда на длинных триатлонах всегда сугубо-одиночная, это даже профессионалов не выбивает полностью из гонки, не говоря уже про любителей, для которых даже один триатлон может быть делом чуть ли не половины жизни и соразмерного бюджета.

В принципе, при хорошем раскладе и некотором навыке, на это должно уйти не больше времени, чем на замену камеры у традиционного клинчера и в сравнении со временем гонки это не так много, даже если человек бьётся на время. Но, есть одно но. Клей уже высох (и это правлиьно), трубка держится на ободе без каких-либо зацепов просто за счёт своей упругости и давления. Естественно ни о каком улучшенном сопротивлении качению уже не идёт никакой речи, плюс определённый риск слетания трубки на ходу (что вообще ой, если на спуске, например).

При этом если ставить трубку изначально на двусторонний скотч, снять её сравнительно легко и даже если лента немного повредится в процессе снятия проколотой трубки, она сохранит значительную адгезию. Более того, можно даже поверх прежнего скотча по-быстрому наклеить свежий слой и поставть трубку ровно и аккуратно. Да, на это заведомо приносятся в жертву определённые ватты, да возможно поставленная в спешке трубка будет сидеть не слишком ровно, но она всё таки будет приклеена. Т.е. значительно лучше, чем ехать на вообще неприкленной покрыхе.

Ну и для длинных гонок остаётся вариант ещё клинчеры, которые сейчас очень даже неплохи. Хотя и могут немного уступать лучшим трубкам, но сейчас я понимаю, чего производители так люто и бешено развивают клинчерную технологию, да. Потому что с трубками на длинной гонке, по сути дела, есть лишь одна полноценная попытка.

И, да, (намёк на практический совет) чем тяжелее система велосипед+велосипедист и быстрее крутятся колёса (быстрее едешь), тем пропорционально больше потери от высокого коэффициента сопротивления качению и наоборот (!) Может показаться, что 5-7-10 Вт лишних потерь на колесо это всё копейки, но за 180 км набираются и более, чем ощутимые лишние минуты и общая дополнительная усталость, переходящая с триатлетом на беговой этап... про детализацию абсолютных величин потерь на это сопротивление мы поговорим в следующий раз :)

Максимальный пульс

Много раз слышал ложную концепцию в исполнении людей, занимающихся фитнисами, заключающуюся в том, что максимальный пульс это пульс, который не рекомендовано превышать во время занятий. Например, вычисленный по формуле 220-возраст или аналогичной. Так вот, максимальный пульс это не тот пульс, который нельзя превышать, а тот пульс, который невозможно превысить, как бы вы не пыжились. Это просто характеристика сердца и в среднем по большому числу людей максимально-достижимый пульс будет наиболее вероятно равен 220-возраст (или какая-нибудь улучшенная формула). При этом для каждого конкретного человека 220-возраст совершенно необязательно будет описывать конкретный максимальный пульс. Мне 36, 220-36 = 184. Но максимальный пульс (исходя из того, докуда мне удавалось дотянуть пульс в последне время) по-крайней мере 195, т.е. моё сердце "моложе" предсказываемого формулой на 11 лет... Так что, пожалуй, единственный способ точно определить свой максимальный пульс - прямые измерения.

А когда работать?



Эта неделя на работе была для меня очень важной. Проект, над которым ты работал два с лишним года, наконец, заработал почти на полную мощность. Сверхпроводящий, униполярный, с безупречно-работающим жидкометаллическим контактом. Первые испытания прошли успешно!!! Т.е. дожали до того, что вокруг установки была жара как бане (всё же больше сотни киловатт тепла рассеивалось на динамометре), а внутри двигателя что-то хрустнуло и развалилось (скорее всего один из подшипников), хотя рото всё продолжал вращаться и делать свои адские киловатты.

Теперь разбирать, чинить, приобретать и подключать дополнительное оборудование для циркуляции (охлаждения и фильтрации) жидко-металлической среды и переходить к долгосрочным тестам. Сначала 1 день, потом 1 неделя, потом 1 месяц. Уииии! :)

На этой фоточке я выгляжу чётко и дерзко, но спустя где-то пару часов, когда мы пошли на все деньги я чуть не обосрался от страха и после того, как отключил ток, руки тряслись ещё минут пять. Но вообще, в такие моменты понимаешь, как на самом деле офигенна твоя профессия. И весь прошлый геморрой с ней связанный был совсем не зря. Или хотя бы не совсем зря! И, главное, всё те же обороты в минуту, ватты и ньютон-метры, всё как на велосипеде. Динамометр этот тот же станок с паверметром, только в тыщу раз мощнее. Удовлетворение.

Как видите, мне есть чем ответить на вопрос "А когда работать?" :)
Это было 1-го ноября в позапрошлую субботу. А в четверг, двумя днями раньше я, уже почти по обыкновению, ушёл с работы пораньше и сразу с вещами и велосипедом в кейсе отправился в аэропорт, на вечерний рейс Брисбен - Окленд. Заказанное маршрутное такси, курсирующее между аэропортами Голд Коста и Брисбена, забрало меня прямо от работы в районе трёх часов дня.



В рюкзаке билеты на самолёт, виза, туристическая страховка и регистрация на гонку. Пятница - отгул в счёт отпуска, в воскресенье в полночь я уже дома, а в 8 утра в понедельник уже на работе со слегка ноющими ногами. Схема, знакомая мне с прошлогодней гонки вокруг озера Таупо. На месте меня встретил drey и вплоть до самолёта домой был окружён невероятным гостепреимством его замечательной семьи, за что огромнейшее спасибо!

Поздним утром в пятницу я собираю велик, мы грузим вещи в машину, цепляем велики на держатель сзади и выдвигаемся из Окленда. Ехать несколько часов с перерывом на перекусить. Красота, как обычно неописуемо-новозеландская. Это мой третий раз в НЗ и всякий раз я смотрю как завороженный :)

coromandel

Останавливаемся мы в кемпинге. Я привёз с собой палатку, но у моих хозяев такая огромная палата, что и мне в ней нашлась комната, так что свою палатку я даже не распаковывал :) Сразу же открываем дамский магазин небольшую веломастерскую, я меняю педали, чтобы дать Андрею паверметр на гонку.



Тут я уже обкатываю снаряд, чтобы настроить и проверить оборудование :)



Ближе к вечеру выбираемся на прогревочную тернировочку...Collapse )

16



Сегодня я в 16-й раз донорствовал. Сегодня была моя шестая плазма - с прошлого раза я сдаю по максимуму: 800 мл. Кровь сдавал всего 10 раз, 1 раз в России, 2 раза в Японии и остальные 7 в Австралии. Сегодня гемоглобин 139 г/л.

Люблю помогать другим людям, даже тем, которых я никогда не увижу и наверняка посчитаю дураками при встрече. Но этически я никогда не поставлю себя выше другого человека. Так что моя редкая группа крови в посильных количествах — человечеству :-)

Джинсы



Вот кстати пресловутые джинсы для спортсмена :) Вполне себе позволяют лежать на полу и подключать коммуникационный кабель к прибору в труднодоступном месте.

На работе мы закончили приёмку и первый пуск большого сверхпроводящего магнита, который нам построили в Новой Зеландии. Да, кстати, с месяц назад я ездил в Велингтон на его финальное тестирование в цехе у производителя. На базе этого магнита будет построен тестовый униполярный двигатель на 200 кВт с теми самыми жидкометаллическими токосъёмниками, которыми я периодически проедаю вам плешь.

Если честно, до сих пор не верится как далеко и быстро мы смогли зайти, от идеи до реализации. Ещё полтора года назад у нас не было ни опыта разработки ни самого токосъёмника. А сейчас я уже готовлю высокоамперные кабели для подключения источника тока к двигателю. Очень надеюсь, что будет круто работать, как задумано и рассчитано, и можно будет сделать красивые презентации на последующих сверхпроводящих конференциях! Одно дело показывать картинки, а другое - работающий тестовый мотор! Я, как всё таки учёный, заинтересован не только в коммерческой стороне вопроса, хотя конечно заинтересован, но и в интересных научных и технических результатах.


Утром в воскресенье проехал среди 7000 других велосипедистов, включая Андрея, из Брисбена до Голдокста. Без малого сто километров по почи плоской дороге, с набором всего 527 м. Впервые выехал на сотке изрядно из трёх часов и сделал 34.9 км/ч:

BGCC

Хоть формально это и не было соревнованием, но судя по выложенным на Страве примерно 1300 треков этой поездки, я проехал лушче 93% участников, но от лидеров меня отделют 18-20 минут, есть над чем работать :) В сравнении с тем, как я ездил ещё год-полтора назад, прогресс конечно огромный, ни судорог (как уж я с ними намучился в первые свои длинные гонки), ни какого-то коллапса с чрезмерным утомплением, ни чрезмерных страданий. Спокойно, уверенно, с пониманием того, что делаю, достаточно интенсивно, но терпимо и под контролем. С 14 сентября (и начала сезона активных тренировок) създил уже третью сотку, первые две были такие:

102.5 км/ 1,080 м/ 3:14:49/ 31.6 км/ч
105.4 км/ 1,116 м/ 3:25:41/ 30.8 км/ч

Так что последняя получилась самая плоская и самая быстрая из всех. А так-то про старт и рассказать уже нечего. Переночевал в крохотной комнатке бэкпэкерского хостела в 5 минутах от старта, приехал на старт, встретился там с Андреем. Потом дали старт, я ехал, ехал, ехал и приехал, каждые 30 минут съедал один гель. По ходу выпил ровно две бутылки по 0.7 литра, ровно хватило на всю дистанцию, последней водой запил гель на последние 20 км пути. Чем подготовленнее и опытнее становишься, тем меньше становится тем для постов, вроде как всё получается само собой и ничего нового :)

Хотя вот забавно, что спустя 30-40 минут после финиша, когда я отдохнул, обнаружил, что переднее колесо спустило - поймал по дороге кусок стекла и кусочек проволоки. А дома, уже на следующее утро, я обнаружил и заднее колесо спущенным. Нахватал артефактов по пути, но покрышки всё же крепкие, поэтому удалось доехать без технических остановок :)

Вращая педали

Бложик мой выродился в сугубо велосипедный ну и ладно. Хотя и есть у меня один могильничек несколько идей для совсем даже неспортивных постов, связанных с физикой и работой, но до них уж совсем как-то руки не доходят. Так что знай себе всё кручу и кручу педали и совершаю разные иные спортивные движения... вот и вчера провёл вторую половину дня на велодроме, где ел, катался, снова ел и снова катался. Приехал туда, когда было ещё светло и солнечно, а уходил уже в полной темноте.



Долгое время я катался в основном на шоссейнике, а теперь вот стал выгуливать, продолжая осваивать, свой ракетолёт. Заодно примеряясь к тем скоростям, которые я могу на нём развивать и поддерживать. Вчера сделал две поездки 10 км на время примерно с максимальным часовым усилием, затем как следует отдохнул, подкрепился быстрыми углеводами и запил кокосовой водой и проехал 40 км с усилием "темпо". Я такое на свежие ноги могу поддерживать около двух часов.



Ещё я на этой же неделе ездил пробовал проехать на часовом усилии 20 км и проехал за 29:55, делал это как-то утром перед работой. Сейчас уже ранние восходы и тёплая погода располагают к утренним тренировкам. Контингент веломужиков постарше, которые тоже тусуются там частенько по утрам уже заприметили русского парня. Даже и непонятно, что его во мне выдаёт? ;)



В общем постепенно примеряюсь к езде в одиночных гонках с раздельным стартом и триатлонах. К тому какие ощущения испытывать и каких скоростей от себя и своего карбонового аппарата ожидать. С велордома всегда приятно уезжать, накатавшись от души :)



Ну и чтобы ехать быстро, сидеть на велике нужно низко-низко, подставляя ветру лишь свою голову, затянутую в пластик аэрошлема. А для этого совершенно необходима хорошая растяжка, которую я хоть и не часто, но последовательно и методично практикую на аштанга-йоге. Постепенно стали получаться мосты, передние наклоны. То, чего я в принципе не мог сделать ещё несколько месяцев назад.



А из организованных мероприятий я в прошлое воскресенье я проехал 100-км циклоспортив (это такой организованный групповой несоревновательный заезд, почти как гонка, но не гонка). Организаторы позиционировали его как "плоскую" альтернативу очень сложному и гористому гранфондо, но по факту оказалось, что и дистанцию удлинили с 98 изначальных до 105 окончательных и горок на этой трассе оказалось вполне достаточно, чтобы набрать 1200 метров высоты. Приехал я одним из первых за 3:30 чистого времени и за 3:25 в движении, на Страве я более быстрых треков с этого заезда вообще не видел. После финиша я конечно не преминул попозёрствовать на фирменном фоне :)



Ну и вот ещё в завершение спортивного поста, как менялся мой вес с тех пор, как я решил "заняться собой" где-то в конце мая 2012 года:



А вот так процент жирности процентное содержание жира в теле.


Сейчас чистый рабочий вес около 70.5 кг (уже частично убрал по ходу начала активных тренировок налипшее за ленивую зиму), это на 2.5 кг больше моего рекордно-низкого веса, и я планирую добраться в этом сезоне, наконец, до диапазона 65-66 кг и ~9 % жира и в этом весе уже соревноваться. Уж коли я зашёл так далеко, то почему бы не дойти и до конца? :) Уж очень мне хочется начать, наконец, лихо заезжать на горы и реально быстро бегать всякие пятёрки и десятки, а без "болезненной" худобы этого ну попросту никак не добиться.

В общем был обычный толстый пацанчик, который хотел сбросить немного веса, а а получился худой спорцменчег из интернетиков на крутых велосипедиках :)

P.S. А теперь все дружно задайтесь про себя одним и тем же экзистенциональным вопросом: "Зачем себя так изводить?"
pREswhGESiw

Купить в наши дни джинсы по размеру с синдромом велосипедной ноги почти невозможно. Какое-то невероятное засилье покроев slim fit и даже skinny fit, на худой конец прямые. И только в одном магазине я нашёл relaxed fit, который немногим лучше, чем straight/regular. Стуация такова, что либо джинсы в талии на два размера больше, либо, если в области плоского живота джинсы/брюки сидят хорошо, то ноги в них в принципе не пролазят. Ну или пролазят, но сидят как леггинсы без всякой возможности свободно наклониться и даже сесть. В общем либо горшочек, либо дудочка. Причём ноги свободно и уверенно проходят в джинсы с 34-м размером в поясе, при моём недо-тридцатом. Свободный покрой loose fit теперь отсутствует как класс и остаётся только гадать как все эти (большинство!) мужчины живут с толстыми животами и тонкими и даже тощими ногами... И так бы мне и дальше ходить исключительно в широких штанах карго, если бы не джинсы Lee Riders, найденные в конце заколебавшего и утомительного блуждания от магазина к магазину. Их 32-й размер мне оказался в пору, хотя в общем случае с меня даже 30-й без ремня спадает, а материал слегка тянется, так что садятся на мои огромные ляхи они хорошо и позволяют нагибаться, садиться и засовывать свободно руки в передние карманы. Так что теперь у пеня их две пары, когда ещё найдутся по размеру :-)


Делал сегодня эхокардиограмму под нагрузкой. Делали два доктора, одна доктор по ЭКГ, а другой по УЗИ (да ещё оказался довольно крутым велосипедистом конечно же). Врач по ЭКГ сказала мне, что не часто ей приходится видеть такое чудесное спортивное сердце ("вы только взгялните на левый желудочек!") и далеко не всякий раз человек доходит на бегущей дорожке до 6-го "невозможного" уровня. Дорожка начинает с 4 км/ч и 4 % уклона и каждые две минуты переходит на следующий уровень, заканчивая на шестом с 10 км/ч с уклоном в 20 %. На шестом уровне я сделал 1 минуту, догнал пульс до 185 ударов в минуту и отправился на кушетку для УЗИ. Не сказать, что прям невозможно, я бы из спортивного интереса до конца 6-го уровня дотерпел, но конечно бежать на 10 км/ч в такую гору очень тяжело Вроде всё в полном порядке, можно продолжать тренироваться и соревноваться.



А ещё я узнал про такую прикольную фишку, как имплантируемый автоматический дефибриллятор. Если у спортсмена внезапно останваливается сердце (начинается фибрилляция), он очень быстро за несколько сек срабатывает и даёт куда надо электроимпульс, восстанавливая нормальный ритм. Крайне эффективная и поразительная штука, по сути единственная вещь, способная спасти от "внезапной смерти спортсмена". Надеюсь, в будущем они станут доступны и простым людям :)

Усилие на педалях

За что я очень люблю велосипедные физические дела так это за то, что там многие вещи очень близки к моей работе, на которой, как многим наверное известно, мы разрабатываем, строим и тестируем космолёты невероятной удельной мощности и энергоэффективности моторы и генераторы.

Так вот у вращающихся машин, коей безусловно является приводящий механизм велосипеда, в смысле мощности всё одинаково. То ли перед тобой электродвигатель, то ли паровая турбина или двигатель внутреннего сгорания, то ли вот — педальная машина, приводимая в действие мускульной силой.

Итак, сегодня я хочу узнать типовую величину силы, с которой велосипедист действует на педали. И начну с простой формулы мощности вращающейся машины: P = ω⋅T, ω — угловая скорость; T — крутящий момент.

В свою очередь ω = 2π⋅n, где n — частота вращения (широко известная в узких кругах как каденция). В стандартом случае это 90 оборотов в минуту или 1.5 оборота в секунду. В результате стандартная угловая скорость вращения педалей составит ω = 9.42 с-1.

Крутящий момент T = F⋅l, где F — средняя искомая сила, а l — длина шатуна (возьмём для удобства одну из наиболее распространённых: l = 172.5 мм = 0.1725 м).

Среднее усилие при педалировании определится из вышенаписанного как:

F = P/(ω⋅l)

Теперь мощность — типовая мощность, с которой может сколько-нибудь долго (3-4 часа) может ехать типовой (не самый последний) спорцменчег из интернетиков это ~170 Вт.

Тогда получаем: F = 170/(9.42*0.1725) = 104.6 (Н) или 10.7 кг.

Вот, собственно, таково среднее усилие на педалях при езде на велосипеде.

Прикладываем в среднем 10.7 кг обеими ногами 1.5 раза в секунду на шоссейнике и едем в групповой покатушке со средней скоростью в районе 30 км/ч. Вопрос распределения этого усилия по фазам вращения педалей оказывается довольно важным, так же как и то, какие мышцы и в каком соотношении его создают (разгибатели/сгибатели), потому что при равной механической мощности на педалях, нагрузка на мышцы и расход драгоценных калорий могут быть ощутимо-разным. Именно поэтому для сколько-нибудь спортивной езды нужны контактные педали и очень важна хорошая техника педалирования.

Просто для справки неспешная прогулочная езда это 0.3-0.5 от этого, т.е. около 3-5 кг, правда за счёт меньшей каденции усилие может быть повыше, но частота мышечных сокращений конечно пониже.

Кто дочитал, тот молодец. Кто дочитал и понял, тот молодец вдвойне! Конец!


Больше всего на свете я люблю дороги с выделенной полосой для велосипедистов! :-)
Через два с небольшим месяца повторится прошлогодняя гонка с раздельным стартом на 43 км. Тогда я собирал деньги на поддержку моего участия в этом чудесном мероприятии и хочу ещё раз поблагодарить всех, кто откликнулся и снова к вам обратиться.

Деньги собираются в пользу фонда Bravehearts, который занимается защитой детей от сексуального насилия. Я считаю эту деятельность очень полезной и сам, кроме того, что выступаю в роли благотоврительного гонщика, конечно вносил пожертвование.

Проспонсировать меня можно на страничке участника.

Трасса очень сложная, плохой асфальт, много горок, в прошлого году я честно за 74 минуты, был 6-м в возрастной группе и 22-м в общем зачёте. И в этом планирую немного улучшиться :)


Тут пост с классными гоночными фотками 2013 года.

Вообще я сейчас довольно активно тренируюсь, в минувшее воскресенье проехал благотворительную соточку (103 км за 3:16) и через пару недель поеду ещё одну сравнительно плоскую и быструю сотку спортив :)











Вообще такие длинные групповые поездки невероятно интересные и красивые и заслуживают отдельного поста, так что следите за обновлениями. Весна (ваша осень) у меня будет сугубо велосипедная в смысле соревнований и мероприятий, в этом году я так же как и в прошлом поеду на велогонку в Новую Зеландию, на этот раз гонка К2 на полуострове Коромандел, ну и окрестности "вокруг дома" тоже постараюсь обкатать как следует :) Триатлон и иные марафоны я оставляю на лето, сейчас пока толькотренировки и никаких соревнований :)

Возвращаясь к благотворительной гонке на 43 км, это будет в конце ноября и для участия мне надо собрать от моего имени 1000 долларов благотворительности. В прошлом году мне жертвовали от 5 до 100, любая помощь приветствуется! В прошлом году были проблемы с оплатой российскими кредитками, т.к. в списке стран, выдававших кредитки не было России, но можно было выбрать любую страну и на прохождение платежа это не влияло. Если вы в Австралии, сайт должен выдать чек для возврата налогов на сумму пожертвования. Кроме этого у меня есть PayPal и Skrill на имя пользователя arkady_matsekh@inbox.ru, так что если не хотите платить карточкой в инете, но есть электронные деньги, вы можете перевести мне на счёт и я внесу пожертвование от вашего имени. Ещё раз ссылка на мою страничку.

В смысле гоночного оборудования я теперь полностью упакован, у меня есть всё возможное аэро: аэровелосипед, аэрошлем, аэробутылка, аэроколёса, включая задний диск и выглядит это как-то так:



Так что теперь осталось только мощно вкручивать педальки :)

За тем, что я не филоню и честно тренируюсь, можно следить на Страве. Там можно посмотреть мои километры в час, ватты, и прочие удары в минуту. А после гонки, как обычно, фотоотчёт! :)
На днях запечатлел одну из первых атак бешеных австралийских сорок, охраняющих по весне территорию :)

soroka_all
Конечно сороки с конца августа по октябрь атакуют регулярно, методично и настойчиво, так что заснять такую атаку не сложно. Заметно сложнее заставить назойливую глупую птицу отвалить :) Но, учитывая на сколько плотное получается соприкосновение с природой, это безусловный лидер.

Далее шайка какаду по пути на работу:


Мокрый кенгуру с катарактой на левом глазу через от работы, на газоне перед молзаводом Norco. Они нередко там появляются, прямо под жёлтым дорожным знаком "Осторожно, кенгуру" :)




А вот огромная ящерица, которая пряталась в фундаменте под домом. Длина у ней полметра, а лапки такие мелки, что она передвигается почти как змея :)






А вот ещё ребёнок гонится за кенгуру, прям на территории отеля, в котором мы останавливались на одном из прошлых выходных :)


И ещё последнее, птица на спине у коровы :)

36



Поздравлять здесь! ;)

Качковские будни

В качалке моего спорткомплекса появился, наконец, набор "ящиков" для плиометрики. Вчера после 1000 метров разминки в бассе сделал хороший такой круговой кач на 60 минут (5 кругов: жим лёжа 50 кг на 12 раз, приседания 60 кг на 12 раз, становая тяга 60 кг на 12 раз и спрыгивания с 40 см ступеньки с быстрым отскоком на 16 раз) . На десерт оставил 5х12 запрыгиваний на самый высокий ящик (около 1 метра) с последующим спрыгиванием и медленным торможением. Очень хорошо идёт, да. В силу моей природной чёткости и дерзости резкости просто обожаю плиометрику и испытываю от неё сильнейший позитивный физиологический отклик всего организма.



Прям до восторга во всём теле люблю разного рода швунги, рывки, прыжки с гирей, спрыгивания, запрыгивания и иное.

А ещё я обзавёлся в воскресенье шиповко-образными гоночными тапками Nike Zoom Waffel Racer 9. По основному назначению обувь для кросскантрийного быстрого бега, но я вижу для них чудесное применение на стадионе для длинных отрезков, в тщетных потугах разогнаться на 5 км до 17:30 :-)



А вообще очень подмывает обзавестись бюджетненькими спринтерскими шиповками типа Zoom Rival S 6 и хотя бы 1-2 раза в месяц делать быстрые короткие отрезочки на стадионе. Останавливают лишь опасения оторвать себе что-нибудь в ногах по старой мышечной памяти, так как я уже давно ни разу не спринтер и мышцы к стометровке за 11 сек ни разу не готовы. Но так блин хочется мёртвого сцепления с дорожкой и хорошей такой беговой скорости!

А вообще я в последнее время живу страданиями по ушедшему лету, борюсь с накатившей спячкой и как могу отрицаю зиму:



Profile

Гена
arky_titan
Арканя

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow